Ахметов держит монополию на железной дороге

Для олигарха Рината Ахметова создали монополию на Укрзалізниця. Об этом сообщает ZN.UA

Компании с орбиты олигарха за последние пять лет одержали победу в тендерах на более 7 млрд грн.

Чаще всего они конкурируют друг с другом, а предпосылки для монопольного положения продукции «Метінвест» создала сама железная дорога, пишет руководитель проекта «Zалізниця без корупції» Владимир Даценко.

Например, в тендере на закупку рельсов на 670 млн грн участвуют только двое участников «Метінвест-СМЦ» и «Сота Україна». Оба являются дилерами «МК «Азовсталь».

«Азовсталь» и «Метінвест-СМЦ» входят в единый холдинг «Метінвест», конечным бенефициаром которого является Ахметов.

Другой тендер на 1,5 млрд грн «Метінвест-СМЦ» разыгрывает с другим дилером холдинга — «Металоцентри Комерс».

Фирму «Сота Україна» создали 2017 года. И она начала побеждать в тендерах в первый же месяц после своего основания, реализуя Укрзалізниця метинвестивский металлопрокат.

Официальным владельцем компании записано латвийский «Сота-Онлайн Холдинг». Это ИТ-компания, которая ничего общего с металлопрокатом не имеет.

Фирма является классической виртуальной «прокладкой», через которую перегоняют деньги, говорится в публикации. В целом она заключила контрактов с железной дорогой на 1,5 млрд грн. И не первая, кто реализует продукцию Ахметова железнодорожникам.

До нее прокат «Метінвест» на УЗ поставляла компания «УТМК». Ее зарегистрировали в квартире в Киеве, где зарегистрировано еще около 1120 компаний. По уровню концентрации фирм на квадратный метр квартира даст фору Нью-Йоркской бирже. Компании тоже связывают с Ахметовым.

Вокруг тендеров УЗ существует еще ряд компаний-дилеров холдинга олигарха.

«МД Групп» встречалось в тендерах по «Метінвест-СМЦ» 112 раз, с «Сота Україна» — 41 раз, не выиграло ни одного тендера;

«Альфа-Метал-Компані» поставило на УЗ продукции «Метінвест» на полмиллиарда гривен;

«Металоцентри Комерс» — формальный конкурент в тендерах на поставку рельсов «Метінвест-СМ»;

«Фірма Вікант» — формальный конкурент «Метінвест-СМЦ» и «Сота Україна».

Все эти компании предлагали продукцию заводов «Метінвест» и слаженно разыгрывали между собой сотни тендеров железной дороги. За последние пять лет компании разыграли более 900 тендеров на почти 7 млрд грн.

Вагоны, которые строит УЗ по прокату Ахметова, потом пойдут тому же олигарху. Большую часть парка вагонов УЗ отдает в аренду логистическим компаниям. Одной из них является «Метінвест-Шиппінг».

Цена годовой аренды вагона составляла около 15% его стоимости. То есть УЗ сможет отбить стоимость вагонов только через семь лет аренды. А если учитывать текущие расходы на обслуживание и ремонт вагона, то цена аренды чуть перекрывает его реальную себестоимость. Такое соглашение можно считать беспроцентным кредитом для компании Ахметова.

Состояние Рината Ахметова за год выросло почти втрое — с $2,8 млрд до $7,6 млрд, сообщало издание Forbes Україна.

Ахметов держит монополию на железной дороге